Сергей Шумилин: Мы за равную конкуренцию

Интервью начальника отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго России Сергея Шумилина газете "Еженедельник промышленного роста".

Очередное заседание Межведомственной рабочей группы для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России еще раз подтвердило, что, несмотря на определенные подвижки, проблема проникновения на рынки страны импортной продукции «из под полы», остается достаточно острой. В конечном итоге это становится серьезным препятствие для движения вперед российских предприятий легкой промышленности. Своими соображениями в связи с этим редакция попросила поделиться начальника отдела промышленной политики и легкой промышленности Минпромэнерго Сергея Шумилина.

- Каково нынешнее состояние российского легпрома?

- Если мы посмотрим совершенно свежие итоги за 5 месяцев этого года, то увидим, что легкая промышленность на подъеме. Индекс текстильного производства за январь-май составил 108,4%. Производство кожи, изделий из нее и обуви - 114,3%. Радует продолжающееся увеличение выпуска тканей – 102,1%. Текстильщики преодолели негативную тенденцию в выпуске шерстяных тканей, который падал пять лет подряд. Причем достаточно высокими темпами. А сейчас этот показатель – 101,8%. Озабоченность ныне вызывает лишь выпуск льняных тканей – 78,3%. Но на это имеются свои причины, в которых нам еще предстоит разобраться.

Что касается выпуска одежды, то выделка и крашение меха дали нам прибавку в 109,4%. Больше выпускается ныне пиджаков, платьев, сорочек, курток. Причем прирост составляет от 105 до 112%. Все больше и больше делают специальных рабочих костюмов. По ним прибавление составило 129,3%. Женские пальто из натурального меха – 124%. То есть производство шуб для женщин уверенно растет. Пальто и полупальто из искусственного меха для взрослых стали делать в пять раз больше. Здесь оказал свое влияние ценовой фактор. А головных уборов из натурального меха произвели 105,7%. Несмотря на потеплевшие зимы, они по-прежнему пользуются спросом.

Дубление и отделка кожи увеличилось по отношению к прошлому году на 30,4%. Здесь сыграли положительную роль те меры, которые принимает Минпромэнерго. Нам удалось добиться повышения ставок пошлин на вывоз необработанных кож с территории страны. И в результате экспорт пошел на убыль, а наши кожевенные заводы ожили. Хромовых товаров выпущено 132,2%, сумок – 118,3%, портфелей - в 2,5 раза больше. Хотя в последнем случае, видимо, рост связан с изменениями тенденций в моде. Раньше были распространены кейсы и дипломаты, а сейчас все чиновники и бизнесмены ходят с портфелями. И надо отдать должное нашей промышленности, она на эти изменения гибко отреагировала. Индекс по обуви пока – 104,3%, но мы сейчас выясняем, почему замедлился рост. Может все дело в сезонном факторе. Зато детская обувь производится хорошими темпами – 110,3%.

Если судить по этим данным дела идут неплохо и задачи, которые намечены в плане по развитию легкой промышленности до 2008 г., принятом правительством РФ по представлению Минпромэнерго, постепенно решаются. Сейчас мы будем этот план корректировать, поскольку бюджет теперь принимается на три года. И в проект бюджета на ближайшее трехлетие заложена господдержка отрасли в пределах 1 млрд рублей.

- Меняется ли структура отрасли?

- Нынешняя структура легпрома – это крупный бизнес. Я считаю наиболее оптимальным вариант, когда несколько больших предприятий решают практически все проблемы отрасли. Это показывает и мировая практика. Хотя именно в легкой промышленности малый бизнес имеет достаточно хорошие позиции, занимает важное место в обеспечении рынка некоторыми видами товаров. Особенно это касается так называемого штучного товара. Скажем, ручной вышивки. Она сложна по исполнению, занимает много времени и стоит дорого. Крупному бизнесу заниматься этим просто не выгодно и нецелесообразно. А малые предприятия, где заняты 10-20 человек, способны производить уникальную продукцию и иметь неплохой доход.

Но общая тенденция такова, что 7-8 предприятий, к примеру, выпускают 80% хлопчатобумажных тканей. И такие лидеры имеются в каждой подотрасли. Сейчас мы проводим анализ по итогам 2006 г. – определяем, на какие именно предприятия приходится львиная доля выпуска того или иного вида товара.

- Однако, как известно, продукции наших предприятий сегодня трудно конкурировать с не очень качественными, но дешевыми товарами из-за рубежа.

- К сожалению, на нашем рынке все еще очень много товаров, которые попали в страну в обход требований Налогового и Таможенного кодекса. Контрабанда и «серый» импорт составляют до 55% от общего объема товаров народного потребления, ввезенных на территорию России. С этой тенденцией ведется борьба всеми имеющимися средствами. Хотя, не скрою, переломить ее очень непросто. Но подвижки в этом направлении уже заметны. Об этом свидетельствуют цифры, которые я называл. МВД и ФТС сегодня всерьез взялись за пресечение каналов контрабанды. И за полтора года количество товаров, ввезенных в страну и реализованных с соблюдением всех требований закона, увеличилось в денежном выражении с $3,3 млрд до $5,2 млрд. В виде пошлин и налогов в казну поступило порядка 15 млрд рублей.

- Готовы ли наши торговые партнеры, к примеру, Китай, поддержать борьбу с «левым» импортом?

- Мы не раз предлагали обсудить с представителями соответствующих государственных структур Китая и Турции так сказать правила игры в отношении товаров легкой промышленности. Недавно ФТС удалось достигнуть договоренностей, которые позволят упростить контроль за прохождением товаров со стороны российской и китайской таможен. Это позволит производить стыковку данных. Пока цифры, которыми отчитывается китайская сторона, абсолютно не совпадают с нашими. Где-то существует дыра, сквозь которую незаконно просачиваются сотни тонн товаров. И везут их не китайские, а российские фирмы. На нашем рынке, на самом деле, китайских фирм очень мало. Продукцию этой страны доставляют к нам наши же предприниматели. Следовательно, надо разобраться с этой проблемой, прежде всего, внутри своей страны. Наша точка зрения такова: необходимо определиться с ассортиментом продукции, которую можно ввозить к нам из Китая и сделать то, что делается во всех странах мира – ввести квоты.

- То есть, надо защитить свой рынок?

- Если бы мы имели нормальный рынок изделий легкой промышленности, то могли бы сравнивать возможности предприятий с прогнозируемым спросом, вносить какие-то предложения. А когда на прилавках полно товаров неизвестного происхождения и по цене – на 30-40% дешевле, чем наши, как можно сделать такой анализ? Мы постоянно повторяем, что не возражаем против официальных поставок импорта. Мы за равную конкуренцию. Давайте создадим нормальный рынок и будем в нем нормально конкурировать. Либеральными методами этого не добиться. Необходим жесткий подход – нарушил наши законы, отвечай по всей строгости.

- Рабочая группа, видимо, специально для этого и создана?

- Я являюсь одним из инициаторов создания Межведомственной рабочей группы для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России и вхожу в ее состав. Общаясь с представителями отраслевых общественных объединений, таких как Союз кожевников, Российское хлопковое сообщество и других, слышу положительные отзывы о работе этой группы. По мнению людей, непосредственно связанных с производством, постепенно ситуация меняется в лучшую сторону. Общее мнение таково - с огульным либерализмом в торговле надо покончить. Ее надо вернуть в правовое поле. И главная задача рабочей группы – способствовать этому.

Справка «ЕПР»

По данным ФТС за 2006 г. в нашу страну было ввезено около 6 млн т товаров китайского происхождения. С января по июнь 2007 г. – 1,8 млн т. 83% таких товаров доставлены непосредственно из КНР, 9% из Финлядндии, 8% - из Латвии, Германии, Эстонии, Литвы, Украины и других стран. До настоящего времени функционируют каналы незаконного ввоза товаров народного потребления из Китая через прибалтийские страны. На юге и востоке России основной проблемой является необустроенность границы со странами СНГ, что способствует контрабанде китайских товаров мелкими партиями. По результатам оперативно-служебной деятельности в данной сфере таможенными органами возбуждено более 400 уголовных дел и 2727 административных дела.